«К западу от Эдема»      
      Рок-обзоры Владимира Ковальджи на радио «София»      
      <--- на главную

рецензия на альбом
MUSE "The 2nd Law" (2012)

Девять лет назад, выпустив один из лучших альбомов в истории рока - изумительный с первой до последней ноты Absolution, - Muse уперлись головой в самый небосвод, и единственно верным решением было пойти вширь. Что они и сделали. Ломая все рамки и заборы, как слоны, но при этом с изяществом фламинго. Они приучили нас к тому, что каждый новый альбом будет не похож ни на один из предыдущих, что всякий раз нас будет ждать встреча с целым новым миром - непредсказуемым, разнообразным, фантастичным и парадоксальным. Со времен Beatles в 60-е и Led Zeppelin, Pink Floyd и Queen в 70-е так и с таким блеском не умел работать никто.

Ну что ж, шестой альбом Muse оказался таким, каким и ожидалось - абсолютно неожиданным. Хотя, с другой стороны, он (как, впрочем, и предыдущие) содержит наряду с неожиданным и экспериментальным немало узнаваемого, фирменно "мьюзовского", вплоть до почти самоповторов. Мне кажется, здесь на макроуровне целого альбома осуществляется то, что составляет собственно феномен восприятия музыки на уровне мелодии и гармонии - сочетание удовлетворения от сбывшихся ожиданий и удовольствия от неожиданностей. Это два крыла музыки. Музыка, состоящая сплошь из правильных и ожидаемых разрешений, банальна и скучна. Музыка, постоенная только на неожиданностях, теряет всякую органику и быстро надоедает. Та же, в которой найден оптимальный баланс того и другого, не только не приедается, но слушается от раза к разу со всё большим удовольствием (происходит эмоциональное проникновение в авторский замысел; некоторые неожиданности, вызывавшие поначалу с непривычки некий дискомфорт, становятся ожиданными, и ты подсаживаешься на них, как на наркотик, получая новое и новое удовольствие от "ожидания неожиданности"). Так и полный сюрпризов калейдоскопичный "The 2nd Law" - сначала вызывает смешанные чувства и несколько сбивает с толку, но потом с каждым новым прослушиванием воспринимается всё лучше и всё цельнее. Такие альбомы просто нельзя слушать один раз и судить с первого раза, с ними надо хорошенько "пожить".

На первый взгляд кажется, что альбом состоит из совершенно не связанных между собой ни музыкально, ни тематически номеров. Ну, действительно - что общего между едва ли не революционно-баррикадным пафосом Supremacy и Madness - странноватой и очень личной песней о безумии любви? И из подобных сопоставлений - почти весь альбом. Но на самом деле это нормально и логично. Вся наша жизнь состоит из таких же непохожих моментов. Один и тот же я, оставаясь одним и тем же собой, в разное время думаю о политике и экономике, обнимаю любимую, качаю на руках ребенка, веселюсь с друзьями, страдаю от физической или душевной боли, и проч. и проч. Этот альбом концептуален, просто его концептуальность шире, чем это бывает обычно. Это не отдельно "детектив", или "антиутопия", или "лав-стори", или "боевик", или "сказка", это всё сразу, это музыкальный "роман" о целой жизни и всех ее сторонах и проявлениях. Да еще в контексте всего человеческого мира, упорно идущего к своей "тепловой смерти"... 

Не буду рассказывать о каждой композиции по отдельности. По двум причинам. Во-первых, это будет неизбежно перегружено субъективностью; лучше оставить каждого наедине с музыкой и с великой радостью постепенно что-то открывать в ней (и в себе через нее). Во-вторых, по прошествии достаточного времени я совсем отдалился от мысли как-либо ранжировать песни на этом альбоме. Он прекрасен целиком, а каждая его часть - по-своему. Чем больше слушатель потрудится это понять, тем щедрее альбом наградит его за этот труд огромным и непреходящим удовольствием.

В. Ковальджи

     

Beatles.ru joinmuse.ru Рейтинг@Mail.ru